Совместное предприятие с эмиратской логистической компанией DP World — еще один признак того, что Россия ищет новых партнеров для развития Северного морского пути. В то же время новые прогнозы показывают, что западные санкции могут негативно повлиять на объемы перевозок по Северному морскому пути. Об этом пишет High North News.
Российская компания «Росатом» и эмиратская компания DP World, одна из крупнейших логистических компаний в мире, подписали соглашение о создании совместного предприятия для развития контейнерных перевозок по Северному морскому пути (СМП).
Это очередной признак того, что Россия продолжает привлекать новых партнеров для превращения СМП в международный транспортный коридор, отмечает норвежское издание. Ранее обсуждалось потенциальное сотрудничество с Индией в этой сфере.
В новом совместном предприятии «Росатом» будет владеть 51% акций, а российское подразделение DP World — 49%. DP World управляет более чем 80 контейнерными терминалами в 40 странах, на ее долю приходится 10% мировых контейнерных перевозок по объему.
Россия уже несколько лет стремится к сотрудничеству с Объединенными Арабскими Эмиратами в реализации арктических проектов. В прошлом году компания «Новатэк» начала работать с эмиратской компанией Green Energy Solutions для обеспечения продолжения доступа к западным технологиям после введения санкций. Впоследствии эта эмиратская компания также попала под санкции США.
В то же время новые прогнозы грузооборота по СМП показывают, что западные санкции могут негативно сказаться на объемах перевозок. В частности, из-за санкций могут замедлиться проекты «Новатэка» по добыче СПГ в Арктике. Также на полную мощность проект «Восток Ойл» выйдет только во второй половине этого десятилетия.
Для сравнения, объем перевозок по СМП вырос в 10 раз за последнее десятилетие, достигнув 34 млн тонн в 2022 году. В настоящее время план развития СМП предусматривает 80 млн тонн к 2024 году и 150 млн тонн к 2030 году, пишет High North News.
Согласно новому базовому сценарию Минвостокразвития, к 2024 году прогнозируется 74 млн тонн, а к 2030 году — 224 млн тонн, при этом 3/4 объема будет приходиться на нефть и СПГ.
В оптимистичном сценарии, который потребует завершения проектов «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 3» компании «Новатэк», а также дополнительных проектов по СПГ и углю в регионе, объемы могут вырасти до 81 млн тонн к 2024 году и 244 млн тонн к 2030 году.
Однако консервативный сценарий, который сейчас представляется более вероятным из-за влияния санкций, предполагает, что грузооборот останется сдержанным в течение следующего десятилетия — 117 млн тонн к 2030 году и 135 млн тонн к 2035 году. В этом случае «Новатэк» не будет продвигать вроде «Арктик СПГ 1».
Тем не менее, даже в пессимистичном сценарии прогнозируется, что судоходство через Арктику вырастет почти в 4 раза в ближайшие 7 лет, уверены эксперты High North News.